9 апреля 2021
Последние новости клининговой индустрии
9 апреля в России отмечается отраслевой праздник – день профессиональной уборки. Традиция появилась в 2009 году, а сама дата выбрана неслучайно. Именно в этот день в 1699 году Петр Первый издал указ «О наблюдении чистоты в Москве».
Первые же дворники появились в России еще на 50 лет раньше после того, как в 1649 царь Алексей Михайлович утвердил новый свод законов Русского государства, в который вошел и "Наказ о градском благочинии". Согласно документу была создана противопожарная служба, подразделения, которым вменялась охрана общественного порядка, а также службы для ведения городского хозяйства. "Наказ" стал первым кирпичиком, заложенным Алексеем Михайловичем в основание будущего российского ЖКХ. В своем "Наказе" государь особо отметил: "Чтобы грязи не было - иметь на каждом дворе дворника, ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела". Именно после этого повеления в России появились служивые, которых стали называть дворниками.
Что главного происходит в отрасли сегодня?
- В отрасли, для которой до сих пор характерна высокая доля ручного труда, продолжают внедряться новые инновационные, в том числе цифровые технологии и оборудование, автоматизация и роботизация, облегчающие и сокращающие тяжелый рутинный труд и оптимизирующие производственные процессы. Появляется ряд инновационных продуктов. В числе приоритетов – дальнейшая диджитализация клинингового бизнеса, развитие e-commerce.
- Так, например, автоматизированные машины для ухода за полами, постепенно вытесняют ручной труд, на разных объектах: от выставочных залов до местных продуктовых магазинов. Там, где они были когда-то пусть и необходимым, но слишком дорогим решением, их применение быстро становится нормой.
- Возрастают требования к качеству уборки, растет потребность в проведении дезинфекционных работ, как неизбежное следствие пандемии COVID-19. Требования Роспотребнадзора и настроения в обществе приводят к дальнейшему увеличению расходов на клининг и дезинфекцию в общественных заведениях.
- В то же время последние исследования потребительского поведения демонстрируют, что более 80% россиян придерживаются принципа экологической рациональности при совершении покупок. Такой же тренд наблюдается и на рынке профессиональных моющих и дезинфицирующих средств: клининговые компании и индустриальные потребители стремятся применять безопасные моющие составы, снижающие возможное негативное влияние на использующий их персонал и окружающую среду.
- Автоматизация производственных процессов, внедрение новых технологий, рост требований к качеству уборки и контролю за бизнес- и технологическими процессами обуславливает рост требований к уровню профессиональных компетенций как менеджеров, так и непосредственно рабочих, обслуживающих производственные процессы. В связи с этим особое внимание придается обучению, внедрению новых образовательных программ.
- Сегодня на рынке работает достаточно большое количество поставщиков комплексных услуг, которые по своему масштабу и функциональности формируются в фасилити-операторов, предлагающих не только уборку внутренних помещений и внешней территории, но и вывоз мусора, обслуживание коммуникаций и даже в некоторых случаях эксплуатацию автопарка. Сотрудничество с компаниями такого уровня позволяет владельцам коммерческих площадей не содержать в своем штате персонал, который отвечает за административно-хозяйственную работу и выполняет инженерные функции.
- На рынке фасилити-операторов сейчас происходят глобальные изменения. Представители крупных компаний объединяются, чтобы решить существующие проблемы, а чтобы закрепить изменения на законодательном уровне, обращаются за поддержкой к государству.
- Для решения этой проблемы фасилити-операторы создали СРО «АКФО» (Саморегулируемая организация «Ассоциация клининговых и фасилити-операторов»), с помощью которой они создают новые стандарты и побуждают всех участников рынка выводить свой бизнес из теневого сегмента. На базе данной организации создан также реестр добросовестных поставщиков «Белый ФМ». Учитывая общую тенденцию на «обеление» клинингового бизнеса, есть все основания полагать, что через пару лет компании, не состоящие в похожих реестрах, станут неконкурентоспособными на рынке. В результате изменится вся структура клининговой отрасли и поменяются акценты – с демпинга на качество и инновационность оказания самих услуг.
- В сегменте малого и среднего бизнеса также много изменений. Создаются сайты, которые выступают как агрегаторы между исполнителем и заказчиком, предоставляя последним приятные цены на типовые услуги, а также проверенных и зарекомендовавших себя специалистов. Появляются клининговые школы, сертифицированные институты, которые предлагают программы обучения для повышения квалификации частных мастеров и работников клининговых служб.
- Союз Клининговых Компаний России уже в течение месяца предоставляет услуги «Миграционного центра «СККР» членам и участникам клининговой индустрии. Их перечень очень широкий. Организация оказывает квалифицированную помощь в решении вопросов, касающихся оформления и ведения ВКС, получения рабочей визы и вида на жительство, оформления гражданства РФ, подачи документов на РВП или оформления разрешения на работу в России.
- По инициативе СККР в области клининга создана СРО «РЕШЕНИЕ ЧИСТОТЫ». Саморегулируемые партнерства играют все более значимую роль в России, поскольку существенно влияют на формирование экономической модели страны. СРО, как известно, является формой некоммерческого объединения предприятий. Ее задача – добиться уменьшения контроля со стороны государства за счет повышения внутреннего. Еще одна цель – разработать стандарты качества деятельности. Одна из функций партнерства – защита заказчиков от недобросовестных исполнителей и наоборот. Новые, необычные решения, их реализация и требования к качеству процесса – все эти вопросы возлагаются на СРО.