Итак, вы решили оптимизировать бизнес-процесс и выбрали аутсорсинг, как наиболее подходящий способ решения этой задачи. Говоря простым языком, вы решили сосредоточиться, например, на пошиве вечерних платьев, а уборку помещений и складскую логистику оставить компаниям-аутсорсерам. С чего начать?
В рекламе самый привычный ответ на такой вопрос – обратитесь к профессионалам. В нашем случае это тоже верно, но прежде, чем их искать, проведите собственный аудит вторичных процессов. Как максимум, вы должны в деталях понимать, что же конкретно вы отдаете на аутсорсинг. Как минимум – хотя бы представлять, во что вам обходится эта побочная деятельность. Только так вы сможете оценить, насколько вам выгоден аутсорсинг.
После этого уже можно обращаться к профессионалам. Но тут перед вами встанет другой вопрос – как избежать извилистого пути проб и ошибок при выборе подрядчика, и по каким критериям оценить профессионализм компании-аутсорсера?
Субъективный взгляд
Первое, что обычно делает заказчик – ищет отзывы клиентов, которые имели опыт работы с компанией, предложившей вам свои услуги. Это, конечно, важный параметр в системе оценки. Вообще все, что можно получить из независимых источников: географию работы, отзывы, статьи в СМИ – необходимо приобщить в копилку знаний о претенденте на ваш подряд. Но полностью доверять этой информации все же не стоит.
Бывает, что отношения подрядчика и заказчика не складываются в силу субъективных причин, не касающихся самого качества работы и ее организации. Скажем, представители сторон просто не нашли общего языка, что выливается в поток претензий - от этого прогнозируемо страдает и сама работа.
Кроме того, услуга аутсорсинга зачастую настолько персонализирована, заточена под конкретные нужды клиента, что не всегда можно корректно оценить, насколько поставленная задача и организованный бизнес-процесс соответствовали друг другу. А, значит, и оценка работы компании может быть занижена или завышена, в зависимости от исходных ожиданий.
И еще один момент. Есть масса примеров, когда хорошая компания эффективно работает где-нибудь в Нижнем Новгороде, но слабо показывает себя во Владивостоке. Как и во все времена «кадры решают все».
Объективный подход
Так что же делать? Есть ли вообще объективные критерии, по которым можно оценить уровень компании-аутсорсера уже на этапе коммерческих переговоров?
Есть! Для себя мы выделили несколько параметров, по которым вы как заказчик можете судить о профессионализме подрядчика.
1. В первую очередь обратите внимание на то, как подрядчик организует процесс по подготовке работы с вашей компанией. Посмотрите, насколько тщательно и со знанием дела его специалисты проводят аудит услуги, отдаваемой на аутсорсинг. Хороший профессионал обратит внимание на такую информацию, о важности которой вы даже не задумывались.
2. Поскольку набор сервисов, как правило, зависит от ваших потребностей, обратите внимание на то, как готовится техническое задание, насколько подробно, в деталях прописан каждый его пункт. Общие фразы могут говорить о том, что подрядчик не в полной мере представляет себе технологию процесса или объем работ.
3. Получив коммерческое предложение, проанализируйте, насколько качественно и аргументировано составлен документ, насколько прозрачно в нем прописаны критерии оценки эффективности работы подрядчика. Профессионализм – это хорошо, но контроль еще никто не отменял.
4. И последний, но очень важный критерий. Проверьте, насколько наглядно подрядчик может представить результаты своего труда. Сделайте выезд на предприятия, где его компания уже работает. Посмотрите, как все организовано у него не на бумаге, а в реальной жизни, насколько четко отлажен процесс. Попробуйте оценить уровень квалификации его сотрудников и, в конце концов, насколько они довольны своей работой.
Итак, подрядчик с честью выдержал ваши испытания, проходит по всем критериям, демонстрирует свой высокий профессионализм и рвется в работу, но… Где-то внутри вас еще остались сомнения, и причиной тому - стереотипы, связанные с работой компаний-аутсорсеров и их персонала. Вот о том, так ли страшен черт, мы и поговорим в следующей статье.