Давайте не будем закрывать глаза на то, что сегодня для бизнеса в России наступили не самые легкие времена. В этой ситуации стремление предпринимателя оптимизировать свое дело, найти скрытые резервы экономии особенно понятно. Поэтому неудивительно, что в поисках наилучшего решения он все чаще обращается к альтернативным вариантам организации бизнес-процесса, в том числе к аутсорсингу и аутстаффингу.
К сожалению, пока далеко не все бизнесмены в полной мере представляют, что же скрывается за этими двумя понятиями. В этом часто приходится убеждаться и нашей компании. Порою к нам обращаются предприниматели, для которых «аутсорсинг» и «аутстаффинг» звучат, как чудодейственные мантры, способные волшебным образом изменить положение дел в их бизнесе. Поэтому мы решили провести в этой области небольшой бизнес-ликбез.
Что это? И с чем это едят?
В целом оба понятия можно характеризовать как использование компанией в своей деятельности заемного труда. Основная разница в организации этого процесса. При аутстаффинге (outstaff, что в переводе означает «за штатом») компания-заказчик выводит персонал за штат и передает его компании-провайдеру, которая занимается предоставлением персонала. Теперь работники формально числятся в штате компании-провайдера, фактически оставаясь на своих прежних местах и выполняя ту же работу. При этом снижается нагрузка на кадровую службу, сокращаются расходы на содержание персонала, происходит налоговая оптимизация, минимизация рисков и делегирование ответственности.
Аутсорсинг (от английского out source using или использование внешнего источника) подразумевает намного более сложные формы организации работы. Начнем с того, что бывает аутсорсинг задачи и аутсорсинг бизнес-процесса. В первом случае сторонняя организация привлекается для выполнения конкретного разового проекта. Во втором заказчику требуется, чтобы подрядчик полностью взял на себя некий бизнес-процесс, который является для профильной деятельности второстепенным. Чаще всего таким образом делегируются IT-процессы, ведение бухгалтерской отчетности, уборка помещений, организация логистики и т.д. Как правило, такая форма работы подразумевает достаточно длительный срок взаимоотношений, не менее года, поскольку очень часто означает существенную реорганизацию бизнеса для заказчика.
И все же современный бизнес все шире использует инструмент аутсорсинга в своей работе. И это касается не только крупных, но и средних, и даже мелких предприятий. Причин тому две – управленческая и финансовая. С точки зрения управленца, выводя непрофильную деятельность за пределы своего бизнеса, вы, безусловно, увеличиваете его эффективность. Поскольку получаете возможность сосредоточить свои усилия на том, для чего, собственно, и создавалось предприятие.
"Открывая кондитерскую вы, конечно же, мечтаете в первую очередь о том, какими новыми рецептами будете удивлять своих посетителей, а не о том, как будете за ними убирать. Возможно, вам выгоднее заключить договор с клининговой компанией, чем тратить собственный ресурс на мытье полов и посуды? Получается, что аутсорсинг позволяет двигаться к мечте быстрее, не растрачивая внимание на малозначительные детали"
Кроме того, аутсорсинг позволяет более гибко управлять процессом при изменении объемов работ.
Все становится проще, и дешевле!
Если же говорить об экономике, то снижение затрат на вспомогательную деятельность составляет от 15 и более процентов. За счет чего происходит такая экономия?
Во-первых, есть прямое снижение издержек на содержание штатного вспомогательного персонала. Снижается фонд заработной платы, уменьшаются налоги и отчисления в различные фонды, социальные страховки, гарантии и т.д. Кроме того, снижается налогооблагаемая база при расчете налога на прибыль.
Во-вторых, вашему отделу кадров не нужно тратить время и деньги на поиск, привлечение, содержание и обучение персонала. Это забота подрядчика.
В-третьих, при аутсорсинге есть возможность купить услугу дешевле за счет более низкой ее себестоимости. Здесь может работать эффект масштаба услуги, когда она оказывается «оптом» для нескольких заказчиков. К тому же качество услуг аутсорсеров, как правило, выше, поскольку подрядчик специализируется именно в этой деятельности. А значит, имеет возможность более эффективно использовать свои ресурсы: набирать высококвалифицированные кадры, обучать их, применять передовые технологии и современную технику.
Есть еще один важный фактор - в случае аутсорсинга вы повышаете прозрачность своих расходов. Если раньше затраты на вспомогательный персонал складывались из множества прямых и косвенных денежных вливаний, то теперь вы точно знаете, во сколько вам обходится та или иная услуга. Поэтому теперь вы можете управлять этими затратами, выходя через переговоры с подрядчиком на желаемую цифру.
Профессиональная помощь!
В работе с профессиональной аутсорсинговой компанией есть и такие преимущества, которые трудно выразить в деньгах, но от этого они не менее важны. Сотрудничество с опытным и высококвалифицированным подрядчиком, как правило, дает ценные знания с точки зрения организации бизнес-процессов, выработки стратегических и тактических решений.
Поэтому наиболее плодотворной стратегией в случае работы с аутсорсингом является доброжелательное и конструктивное партнерство заказчика и подрядчика. А о том, на каких принципах его строить, что важно знать и на что надо заказчику обращать внимание при выборе подрядчика, мы поговорим в следующей статье.